Реставраторы России.

С 70-х годов, кроме Александра и Николая Сидоровых, технической реставрацией в Эрмитаже занимается и их младший брат Михаил. С середи­ны XIX века вплоть до середины нашего столетия техническая реставрация в Эрмитаже переходит в руки семьи Сидоровых. Глава династии Сидоровых Александр Сидорович (1835—1906) благодаря своему таланту сделал головокружительную карьеру. Из крепостных крестьян Костромской гу­бернии, начав службу в качестве столяра при Эрмитаже, он дошел до должности хранителя картинной галереи. За свою реставрационную дея­тельность он был награжден рядом орденов и медалей, а также пожалован личным, а затем и потомственным дворянством. Возглавляя более тридцати лет техническую реставрацию Эрмитажа (1873 — 1906), он провел огромное количество работ по переводу живописи с одной основы на другую. Им лично было переведено свыше двухсот картин из различных собраний.

Среди наиболее известных работ следует назвать «Мадонну Литта» Лео­нардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. Иванова, «Антверпенских стрелков» Тенирса, «Вакха» и «Вак­ханалию» Рубенса, «Благовещение» Г. ван дер Гуса, «Поцелуй украдкой» Фрагонара, «У постели больного» Греза, «Принятие св. Константином христианства» А. дель Кастаньо, «Грешницу» Г. Семирадского…

Кроме переводов живописи с различных основ, А. Сидоров провел огромное количество дублировок, а также принимал участие в живописной реставрации. Имеются свидетельства того, что вплоть до начала XX века операция «промывки» живописи зачастую поручалась также «техниче­ским» реставраторам.

Николай Сидорович Сидоров (1825 — 1888) был особенно известен дублировками болыпемерных картин эрмитажного собрания. В 1867 году он исполнил дублирование сорока картин фламандской школы, за что был награжден серебряной медалью «За усердие». Среди наиболее известных произведений живописи, переведенных Н. Сидоровым с одной основы на другую, можно выделить «Персея и Андромеду» Рубенса. Кроме большого количества дублировок, Сидоров проводил работы по паркетированию картин на деревянной основе. За тридцать лет работы в Эрмитаже (1858—  81

1888) им было паркетировано около тридцати, дублировано более двухсот и переведено около пятнадцати картин с различных основ.

Младший брат Михаил Сидорович Сидоров (1843 — 1912), поступивший в Эрмитаж в 1865 году и с 1888 по 1912 год исполнявший обязанности реставратора по механической части, также проводил все основные опера­ции по технической реставрации живописи. Продолжая традиции А. Сидо­рова, он основной упор в технической реставрации делал на перенос живописи с различных основ. Среди наиболее известных переводов М. Си­дорова такие шедевры, как «Сельский праздник» Д. Тенирса, «Битая дичь» А. Веникса, «Гений Александра I» Виже-Лебрен, «Св. Екатерина с книгой» Б. Луини, «Портрет великой княжны Марии Павловны» В. Боровиковско­го, «Портрет И. Шувалова» А. Ротари, «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» Г. Доу, «Итальянский пейзаж» К. Дитриха, «Портрет Екате­рины II» Д. Левицкого… М. Сидоров так же, как и старшие братья, испол­нил большое количество дублировок и паркетов, а также проводил работы

по расчистке живописи.

В 1912 году после смерти М. Сидорова реставратором по технической части Эрмитажа стал Николай Александрович, сын Александра Сидорова, поступивший в Эрмитаж в 1886 году.

В первой четверти XX столетия в технической реставрации в музее принимали участие сын М. С. Сидорова Исидор Михайлович (1906 — 1914) и сыновья Н. А. Сидоро ва27 Николай Николаевич (1918—1931) и Сергей Николаевич (1919-1934)  .

Таким образом, методы и принципы технической реставрации, разрабо­танные в начале XIX века Митрохиным, нашли свое развитие в деятельно­сти петербургских реставраторов вплоть до конца первой четверти нашего столетия.

Как известно, все основные технические операции над картинами из московских музейных собраний проводили также реставраторы Эрмитажа. Наиболее известные в начале XX века московские реставраторы А. Арцыба­шев, И. Крайтор и М. Юхневич занимались в основном реставрацией художественной.

Первым из московских художников, ознакомившихся с основами техни­ческой реставрации, был А. К. Федоров (1875 — 1937). Работая в качестве столяра в Третьяковской галерее с 1897 года, он, по образному выражению Е. В. Кудрявцева, «ощупью вклевывался в дело реставрации картин, кото­рое в то время в Москве было бедно мастерами. В большей своей части это были доморощенные знахари и иконники, традиционно перенимавшие «рукомесло» друг от друга». Отметив склонность Федорова к реставрации масляной живописи, И. Э. Грабарь в 1913 году рекомендовал командиро­вать его в Петербург в Академию художеств «в целях поднятия квалифика­ции на научной основе». В течение 1913—1914 годов Федоров обучался в Петербурге технической и художественной реставрации под руководством Д. Ф. Богословского, реставратора Академии художеств и Эрмитажа. Вер­нувшись в Москву, Федоров первым из московских реставраторов претво­рил на практике и развил «методику Митрохина». По словам И. Э. Грабаря, он «до 1917 года был единственным реставратором в Москве по технической

 

Рассматривая историю развития технической реставрации, можно выявить то положительное влияние, которое оказала эта система операций на реставрацию художественную. Именно совершенствование техники «сохранения памятника» поставило перед реставраторами проблему вос­создания произведений живописи без утрат любого из его верхних слоев, а также без внесения в картину широких произвольных прописок по лицу подлинника. Подобное влияние проявилось, конечно, не сразу.

1 2

Несколько слов об авторе admin


Нет комментариев

Оставьте ответ


Добавьте ваше фото