Храмы

Храмы

Реставрация храмов

Реставрация же церковных зданий обладала дополнительными особенностями, связанными с тем, что храм после реставрации должен был оставаться церковью с совершаемыми службами. Часто возвращение постройке утраченного ею первоначального облика требовало разборки пристроек, переделки крыши, устройства более узких проемов, т.е; вело к уменьшению храмового пространства, усложняло удаление дождевых вод, затемняло помещения. Все это часто создавало преграды для претворения в жизнь проектов возобновления, корректировало их. Почвой для достижения компромиссов было создание стилевого единства памятников. Когда практические нужды требовали изменений в архитектуре храма, компромисс между заказчиками и профессиональными обществами, наблюдавшими за работами, достигался при условии сохранения облика здания: памятник должен был производить на зрителя целостное художественное впечатление.

Еще одна особенность реставрации культовых зданий была связана с тем, что храм восстанавливался как полноценное архитектурное сооружение, оценивавшееся по эстетическим критериям любого современного архитектурного произведения, т.е. как целостное произведение. В некоторых случаях это требовало сознательного отступления от достоверности реконструкции первоначального облика .

На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ: реставрация, консервация и ремонт. В последние годы к ним добавилась реституция — воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью — восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.

Все производимые на сегодняшний день реставрационные и консервационные работы могут быть разделены по видам на 37 основных разделов — от предпроектной стадии до реставрации монументальной живописи, которая состоит из 12 специальных разделов по конкретным видам работ. Стадии проведения реставрационных работ предшествует стадия археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований, с тем чтобы на момент начала реставрационных работ существовала исчерпывающая информация о памятнике, были выявлены археологические находки, обследовано состояние памятника, выявлены разрушающие факторы и разработаны методы их устранения, а также необходимая проектная документация.

Две конструктивные идеи лежат в основе современной научной реставрации: восстановление разрушенных предметов, созданных в прошлом, в первоначальном виде и их сохранение. На наш взгляд, первая идея определила начальную стадию формирования современной реставрации. Именно эта идея, поставленная в качестве цели, формирует структуру действий для ее реализации. Она должна осуществляться иначе, чем простой ремонт или поновление вещи. Прежде чем приступить к реставрации, т.е. к восстановлению вещи в ее первоначальной форме, необходимо подготовить проект, подобно тому, как архитектор создает проект будущей постройки. Но, в отличие от нового строительства, основой проекта реставрации должен стать первоначальный вид предмета. Найти его — отнюдь не простая задача, если с течением времени он был изменен действием сил природы, стихиями и людьми. Для создания проекта реставрации необходимо выяснить, каким был данный предмет в момент своего создания, выделить его древнейшую часть, проследить все изменения, которые он претерпел, определить, чем он является сейчас и что необходимо сделать для того, чтобы вернуть ему прежний вид.

Затем на основании полученных данных о первоначальном облике предмета, с учетом состояния его сохранности реставратор приступает к разработке проекта практических действий. И лишь после этого можно приступать к реставрации предмета.восоздание

Следует обратить особое внимание на то, что в процессе реставрации памятник «восстанавливается» дважды. Один раз в идеальной форме, как результат поиска утраченной целостности, (в этом случае он может быть выполнен в модели, макете, чертеже, рисунке, научном описании и т.п.), другой в — физической, как результат ремесленной обработки материала. Для удобства идеальное восстановление мы будем называть реконструкцией, фактическое —реставрацией.

Нет комментариев

Оставьте ответ


Добавьте ваше фото