Живопись

 Реставрация картин.

Реставрация картины Последний день ПомпеиПроходя по музейным и выставочным залам, знакомясь с произведения­ми искусства, выполненными художниками различных эпох и народов, мы поражаемся тому богатству эстетических форм, в которых проявилась многовековая культура человечества. Действительно, поразительным мож­но считать тот факт, что современный зритель за какие-то несколько часов имеет возможность совершить своеобразные путешествия от глубочайшей древности до наших дней.

Увлекаетесь ли вы древнеегипетской пластикой или хотите познакомиться с шедеврами живописи итальянского Возрожде­ния, изучаете ли древнерусскую иконопись или вас привлекает античная глиптика — войдя в крупнейшие музейные собрания, вы найдете здесь именно те памятники, интерес к которым привел вас сюда. Обладание этой возможностью является привилегией современного человека. Использова­ние ее стало насущной необходимостью в деле гармоничного развития лич­ности. Современный зритель стремится не только пополнить запас истори­ческих знаний, но и соприкоснуться с тем глубоким эмоциональным востор­гом, который порождается общением с замечательными произведениями искусства, оставленными нашими предшественниками.

Памятники живописи, скульптуры, архитектуры, графики, декора­тивно-прикладного и других видов искусства являются своеобразным эстетическим фондом духовного совершенствования человечества. В каж­дом из них, как в волшебном кристалле, сфокусирован определенный творческий импульс, который передается нам, облагораживая нашу душу и раскрывая ее навстречу замечательному миру прекрасного.

Однако всякое произведение искусства, какую бы духовную и эстетиче­скую нагрузку в себе ни несло, представляет определенный материальный объект, подверженный, как и все, неумолимому воздействию времени. К сожалению, каждое столетие, год, день и, можно без преувеличения сказать, каждую минуту мы что-то теряем из великой сокровищницы куль­туры. Счет этим потерям увеличивают войны и стихийные бедствия, температурные колебания, смены дня и ночи и т. д. Как сохранить, сберечь и передать потомкам те хрупкие продукты деятельности человеческой, которые гибнут на наших глазах?

Подобные вопросы вставали перед человечеством с незапамятных времен. В их разрешении проявилась способность не покоряться обстоя­тельствам. С момента осознания материальной и духовной ценности произведений искусства начиналась работа по их сохранению. И чем выше был уровень развития цивилизации, тем с большим упорством, старанием и умением стремились люди отстоять свои культурные и духовные ценно­сти от безжалостного воздействия времени. Пожалуй, здесь можно вывести

определенную закономерность. Уровень культурного и эстетического раз­вития общества адекватен тем усилиям, которые это общество прилагает для сохранения своих национальных богатств.

В нашей стране, и мы с радостью можем это отметить, большие средства и силы направлены на решение этой благородной задачи. Еще в первые годы своего существования Советское государство издало ряд подписанных В. И. Лениным декретов об охране художественных и исторических древно­стей, где оно заявило о той глубокой преемственности и связи, которые существуют между достижениями мировой культуры и нарождающейся культурой нового общества. Но для того чтобы претворить эти решения в жизнь, была нужна огромная культурная основа, точнее — традиция. К счастью, подобная база в России существовала. К первой четверти XX века дело сохранения и реставрации памятников имело в нашей стране длительную историю. Именно эта традиция и стала основой для развития современной советской школы реставрации произведений искусства и реставрации картин.

Само слово «реставрация», или восстановление, к сожалению, мало соответствует тому значению, которое вкладывают в него специалисты. Для человека не посвященного реставрация может казаться лишь узкой, сугубо прикладной областью «починения» пришедших в ветхость произведений искусства. Именно это значение и вкладывалось, вероятно, в сам термин на заре зарождения данной профессии. Но со временем, но мере развития, не утратив своего первоначального предназначения, реставрация преврати­лась в сложный комплекс научных и художественных дисциплин.

Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким их изучением. Причем изучением не только физико-химических свойств многослойной структуры живописных произведений, но и их сти­листики, техники исполнения, истории создания и т. д. Таким образом, реставрация становится одной из наук, входящих в свод искусствоведения, осуществляя связь между теоретическими положениями историков искус­ства и непосредственными исследованиями художественных произведений.

Подобная роль реставрации выявилась лишь в XX столетии. История же ее развития от дела «художественного починительства» до сформирования научной системы принципов и методов насчитывает несколько веков. Искусствоведческая наука, опираясь в своих теоретических положениях на материальные памятники художественного творчества, неминуемо сталки­вается с их временными видоизменениями как вследствие физико-химиче­ских влияний, так и в результате вмешательства реставраторов. В совре­менной реставрации исследователь постоянно обнаруживает следы работы своих предшественников. Основываясь на данных одного из крупнейших собраний мировой живописи — Государственного Эрмитажа, можно с уве­ренностью сказать, что большинство картин музея претерпевало сложную реставрацию каждые шестьдесят лет. Различные следы деятельности реставраторов мы можем обнаружить почти на всех наиболее ценных про­изведениях искусства. «Достаточно сказать, что даже такое прославленное создание, как «Сикстинская мадонна», считающееся до сих пор всеми за собственноручное произведение мастера, принадлежит в меньшей степени ему, чем реставраторам, записавшим местами сплошь этот мировой шедевр» .

Участие реставраторов в продолжении существования памятника, а так­же мера этого участия и практический вред либо польза различных рестав­рационных операций составляют целую картину жизни того или иного произведения искусства. Исследуя сейчас почти любой памятник, мы долж­ны воспринимать его не только как авторское произведение, но и как продукт деятельности различных поколений реставраторов.

Проводя исследования картин старых мастеров, искусствовед часто сталкивается с заменой авторской основы на более позднюю, с удалением авторского грунта, с различным количеством живописных слоев, перекры­вающих подлинную живопись. Во многих случаях может быть искажена и авторская подпись, либо поставлена подпись фальшивая. Если ко всему этому добавить те изменения, которые происходят в среде более поздних лаковых покрытий, то мы можем представить себе всю сложность задачи в определении подлинности, авторства либо принадлежности к художе­ственной школе той или иной картины. Огромную помощь в этой работе оказывает искусствоведу комплекс физико-химических и физико-оптиче­ских исследований, проводимых с применением новейшей аппаратуры в музейных лабораториях. Но даже самая совершенная аппаратура не всегда может дать исчерпывающий ответ на все поставленные вопросы. Тогда остается раскрытие памятника в практической реставрации. Но чтобы это раскрытие носило научно оправданный характер, появляется необходимость в привлечении документов по истории ее реставрации.

Современная научная реставрация картин, частично впитав в себя практиче­ский опыт прошлого, критически переосмыслила многое из теории и мето­дов реставрации XVIII—XIX веков. Со временем рецептура и методика старой реставрации забылись, поэтому исследователю приходится вновь и вновь обращаться к истории, чтобы на основе библиографических либо архивных данных найти оправдание своей работе по удалению или сохране­нию всевозможных реставрационных «чинок». Часто приходится искать литературу по старой рецептуре, чтобы точно определить состав и конси­стенцию тех неавторских слоев, которые нанесены реставраторами прошло­го. Исходя из этого, знание истории принципов и методов реставрации особенно важно для искусствоведов и реставраторов в их практической и исследовательской работе.

Основы, характер и приемы реставрации картин, архитектуры, скульптуры, графики, масляной и темперной живописи в своем историческом развитии претерпели всевозможные изменения в соответствии с трансформацией эстетических концепций в развитии общества. Наиболее полно раскрыва­ется этот путь в истории реставрации станковой масляной живописи.

Произведения масляной живописи со времен освоения данной техники по наши дни составляют гордость величайших музейных собраний. В течение столетий реставраторы многих стран разрабатывали методику и принципы сохранения этих достаточно непрочных и легко подвергающихся всевоз­можным влияниям памятников творческого гения великих мастеров. Одно перечисление исследовательских работ, посвященных живописному искус­ству, могло бы составить многотомный труд. Именно произведения масля­ной живописи стали одними из первых объектов, над сохранением которых трудились реставраторы.